21.12.12

Музеи Лондона

Недавно у меня на работе закончился осенний семестр. Позади остались километры эссе, сотни сочинений, бесконечные разработка, проведение и проверка устных и письменных экзаменов, ошалелые студенты с нехорошо горящими глазами, выставление оценок... После всего этого я чувствовала себя, как выжатый лимон, и мне совершенно не хотелось даже готовиться к праздникам. В такой ситуации обязательно надо отвлечься и развеяться! Меня всегда заряжают энергией путешествия, большие интересные города, новые впечатления. Поэтому я решила съездить в Лондон, ведь этот город просто битком набит разнообразными достопримечательностями, музеями и театрами! В марте этого года я уже побывала в Лондоне, но тогда мне удалось провести там всего 36 часов, и, конечно, очень хотелось вернуться и посмотреть все подробнее. В этот раз я провела в Лондоне четыре очень насыщенных дня, посмотрела массу исторических достопримечательностей, сходила на два мюзикла, побродила по паркам и магазинам, наелась рыбы с картошкой-фри и, в-общем, воспряла духом!
В числе прочего я посетила и несколько музеев, о которых и хочу рассказать в этом посте. Музеи в Лондоне просто замечательные! Их много, они огромные, располагаются в невероятно красивых зданиях, и их коллекции очень, очень обширные и разнообразные. К тому же лондонские музеи бесплатные (кроме временных выставок.) Вот, например, Британский музей:
С виду это совершенно классическое здание с ионическими колоннами и треугольным фронтоном...
Но входишь в него - и попадаешь в совершенно изумительный, современный застекленный внутренний дворик:
Мне очень нравится такой "фьюжн" разных архитектурных стилей:

От коллекций Британского музея, разумеется, захватывает дух. Сразу понятно, что Британия была огромной, сильной, богатой империей. Здесь собраны просто все сокровища мира! Тут вам и краснофигурные древнегреческие вазы...

... статуи римских императоров ...
... и египетских фараонов...
... египетские саркофаги и мумии...
... ассирийские крылатые львы...

... каменные истуканы с острова Пасхи...
... и изящные европейские золотые часы...


Этот музей - просто рай для всех, кто любит историю, особенно древнюю, античную и средневековую. 
Немного об экспонатах, которые особенно поразили, удивили или впечатлили (или просто улыбнули.)
Во-первых, скульптуры Парфенона. Целое крыло Британского музея отведено им, и расположены они в точно том же порядке, в каком они и были на фронтонах и фризах храма:
Немножко обидно, конечно, что сейчас эти скульптуры не в Греции на собственно самом Парфеноне...
Вот эти часы 16 века из Праги поразили необычной формой:
Очень информативным был зал, посвященный древнеримскому быту и домашнему хозяйству. Вот, например, знали ли вы, что в Древнем Риме уже были сковороды-формы для маффинов? :)
Ну а вот над этим "экспонатом" я просто обхохоталась. Он был частью обширной и серьезной экспозиции, посвященной истории денег. Вокруг него были стенды с золотыми и серебряными монетами, прессы и прочие солидные вещи. И вот - здравствуйте!
Оказывается, этот "уникальный способ сохранения денег в безопасности" придуман в современном Гаити. Гаити-шмаити! Насколько я помню, в моем совковом детстве женщины, путешествующие по несколько суток в поездах дальнего следования тоже часто клали пачки купюр в кармашки, пришитые к трусам. Только наши советские трусы почему-то в Британском музее не выставили!
Следующая остановка - художественный музей "Tate Britain." Это музей британского изобразительного искусства. Там была чудная, прекрасно организованная, познавательная выставка Пре-рафаэлитов. К сожалению, на временных выставках фотографировать не разрешается :(
А постоянная экспозиция галереи Тейт - это просто-напросто учебник по истории британского искусства. Тут вам и "выразительные английские небеса" Констебля...
... и поэтичные портреты Гейнсборо...
... и академические, классические полотна Рейнолдса...
... и сатирические, злободневные жанровые сценки Хогарта...
... и, разумеется, целое крыло, завешенное желтыми туманными аква-пейзажами Тернера. В-общем, как ни посмотришь, так и вздрогнешь (читатели, прошедшие ин.яз., меня поймут.)
Но, кстати, Тернер и вот так тоже рисовал. Это пейзаж, который он посвятил итальянскому художнику Каналетто (duh!) (Каналетто специализировался на тех же венецианских видах, но у него они более топографические, менее мягкие.)
"Сестрой" галереи "Тейт Британия" можно назвать галерею "Тейт Модерн" (раньше обе эти коллекции располагались в одном здании.) Тейт Модерн - это музей современного искусства. Находится он на южном берегу Темзы в районе Саутварк, в здании бывшей электростанции, что само по себе прикольно и интересно.
Огромные пространства внутри этого здания отлично подходят для демонстрации именно современного искусства. Очень понравилось то, как организована коллекция - не по временным периодам, странам или жанрам, а по неким абстрактным "темам" (типа, "Энергия," "Поэзия,""Структура" и т.п.)
Ну, а экспонаты разнообразны, от ставшего уже классикой аналитического кубизма начала 20 века:
[И вовсе это не Пикассо, как вы подумали, это Брак. Хе-хе.]
... до всяких современных "странных штучек-дрючек" :)
Один из шедевров коллекции - скульптура Константина Бранкузи под названием "Рыба." Она меня малость повеселила. Обычно Бранкузи устанавливал такие овалы вертикально и называл их "птицами в пространстве," а тут, здрассте-пожалста, горизонтальная "рыба"! Эффект обманутого ожидания!
Ну, и наконец, музей, который мне понравился больше всего - музей Виктории и Альберта. Это музей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Честно говоря, я даже не ожидала, что он меня так поразит, поскольку вообще-то я не очень люблю декоративно-прикладное искусство. Я люблю художественные музеи, и картины меня обычно больше заводят, чем керамические тарелки. Но музей Виктории и Альберта - это нечто совершенно особенное! Его коллекции такие разнообразные и познавательные, и они так хорошо организованы! 
Этот музей находится тоже в очень красивом и интересном здании:
Внутренний дворик очень милый.
Дизайн здания внутри тоже изящный и симпатичный. 

Коллекции расположены в галереях музея очень эффектно, с выдумкой. Вот, например, галерея чугунного литья:
Или галерея современного дизайна:
Ну а сами коллекции - это отдельная песня! Полэтажа серебра! Полэтажа ювелирных изделий! Этаж мебели! Средневековые домашние алтари, розовые пластиковые пылесосы 70х годов, королевские фарфоровые сервизы, гобелены, и целый большой зал одних только табакерок!
Очень много экспонатов "прекрасных в своей ужасности" :) Например, вот такие монструозные викторианские диваны:
Монструозные шкафы:
Монструозные умывальники:
Монструозные зеркала:
Монструозные самовары:
Огромные серебряные львы:
И даже вот такие высоченные декоративные собаченции:
Очень понравилась экспозиция, посвященная стульям. Целая огромная галерея, рассказывающая только о стульях, их истории и разных технологиях изготовления.
Еще понравились залы современного дизайна со странной и забавной мебелью - то ли мебель, то ли скульптура!
Ну, и на закусочку я приберегла для вас историю костюма! Очень толково и с умом организованная экспозиция прослеживала историю европейской моды с 18 века до наших дней. Вот роскошный текстиль и жесткие формы 18 века:
Стиль "ампир" начала 19 века с его легкостью и невесомостью:
Огромные кринолины середины 19 века:
Турнюры конца 19 века:
Скромные и строгие силуэты начала 20 века:
"Освобожденная женщина" 20х годов с брючными костюмами, спортивной одеждой и купальниками из чистой шерсти!
Очень элегантные, лаконичные вечерние платья 60х годов:
И просто ослепительное пальто работы Эльзы Скиапарелли:
Ну вот, пробежались галопам по музеям... Всего все равно не опишешь и словами не передашь. 
Оторвитесь от повседневных дел и сходите в музей, дорогие читатели!

2 comments:

  1. Верю, что эти 4 дня были для вас просто сказочными)) Ваш пост читала с огромным удовольствием, сколько же всего интересного и удивительного вам посчастливилось увидеть! К стыду своему, об искусстве я знаю совсем мало, но порцию удовольствия от разглядывания картинок я определенно получила)) Особенно понравились платья разных эпох - такую выставку я бы точно не пропустила)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Анна, спасибо за комментарий! Мне тоже экспозиция истории моды понравилась: и красиво, и организовано толково, с умом. Вообще в музее Виктории и Альберта все было очень хорошо выстроено. А искусством я давно интересуюсь, с юных лет, но именно британским нас очень мучали в университете, так что теперь восприятие другое... Вообще, хорошо поездка прошла, я отлично развеялась.

      Delete