17.3.12

Гауди и Барселона

Имена многих архитекторов часто связаны в нашем сознании с названиями конкретных городов. Например, Растрелли - это, конечно же, Санкт-Петербург, Фрэнк Ллойд Райт - это, прежде всего, Чикаго, а имя Антонио Гауди прочно ассоциируется с Барселоной.
Антонио Гауди - известный каталанский архитектор конца 19-ого - начала 20-ого века, яркий представитель стиля "Модерн" (он же "Ар-Нуво"). Помню фразу из одной книги об искусстве, прочитанной очень давно, которая глубоко врезалась в мое сознание и помогла прочно запомнить главную сущность стиля модерн: "Его цветок - лилия, его животное - змея." То есть никаких прямых углов, никаких четких границ, никакого минимализма! Сплошные извилистые, "органические" линии и формы, плавно и гармонично перетекающие друг в друга. Посмотрите, например, на известное здание Гауди под названием "Каса Бальо" на одной из главных улиц Барселоны, Пассаж де Грасиа:

Какие причудливые, фантазийные формы! На крыше, например, "хребет дракона", а балкончики напоминают карнавальные маски с прорезями для глаз!
 Или другое известное многоквартирное здание Гауди, также на Пассаже де Грасиа - Каса Мила, или Ла Педрера:
Я мечтала посмотреть этот дом с 1995-ого года (ведь его фотография была в моем любимом учебнике по истории искусства, мощном увесистом томе Дженсена, который до сих пор служит мне своеобразной библией-справочником!)
Вдохновение для формы дома - это морские волны и их движение.
В доме - два внутренних дворика, тоже, разумеется, округлых и причудливых:
Для стиля ар-нуво также чрезвычайно важен дизайн интерьеров. Архитектура как бы сливается с декором и внутренней отделкой, и каждый элемент: лестница, лампа, ворота, дверца, стул, мозаичная плитка - должен гармонировать с общей формой дома и естественным образом, мягко вписываться в свое окружение:

Интересно, что не весь дом Мила занимает музей. В нем есть и офисы, и даже несколько частных квартир! Представляете, каково это, жить со своей семьей в таком доме без углов и каждый день подниматься в квартиру по этой лестнице!
Вот так выглядела типичная квартира обеспеченной буржуазной семьи, жившей в Каса Мила в начале 20 века. Стены и комнаты все изогнутые, прямых углов нет, но интерьеры более или менее конвенциональные для того периода.
На крыше тоже интересно, там много причудливых архитектурных элементов. Все эти фигуры - не просто украшения. Это входы на лестничные пролеты, трубы и прочие функциональные вещи.


И виды с крыши также замечательные:
Виден с террасы Каса Мила и другой архитектурный шедевр Гауди, незаконченный собор Саграда Фамилья:
Гауди работал над этим проектом более сорока лет, до самой смерти, но успел закончить только около четверти запланированного.
А потом он, будучи уже в очень преклонном возрасте, попал под трамвай... С тех пор собор достраивают очень медленно, постепенно, в зависимости от наличия средств. Возможно, собор закончат к 2026 году, к столетию со дня смерти архитектора.
У известных художников, как вы знаете, часто бывают высокие покровители. И бог знает, как бы сложилась судьба всех наших гениев кисти и зубила, если бы не было эксцентричных богатеньких буратин меценатов и филантропов, финансирующих их безумные прожекты? Частым заказчиком Гауди был известный промышленник Эусеби Гуэль. Вот такая ирония судьбы: успешный, умный, энергичный миллионер входит в историю не благодаря своей собственной профессиональной деятельности, а благодаря поддержке, которую он оказывал Гауди. Сначала сеньор Гуэль заказал Гауди домик в городе, известный ныне как "Палау Гуэль."
Как видите, в этот период своей деятельности Гауди еще окончательно не распоясался следовал некоторым архитектурным традициям, и хотя бы прямые углы и ровные стены в доме пока еще есть! Но башенки в виде рожков мороженого уже присутствуют! :)
 Равно как и фантазийные украшения на фасаде:
Несколько позже Гуэль сделал Гауди заказ на большое загородное имение, которое  так и не было до конца построено. Теперь это Парк Гуэль, большой общественный парк. 
 
У входа в парк стоят два "пряничных домика" с башенками в стиле рожков с мороженым.
Войдя в парк, вы попадаете на центральную лестницу:
На лестнице там и сям расположены отделанные мозаикой скульптуры и фонтаны:
А самый известный из них - фонтан-дракончик (или саламандра), ставший символом не только парка Гуэль, но и всего творчества Гауди и всей Барселоны!
Парк довольно большой; он занимает весь склон довольно высокой горы.
А вот в этом доме на территории парка Гауди жил последние годы жизни, пока в одно ужасное утро не пошел в церковь к исповеди (он был ревностным католиком), и его не переехало пресловутым трамваем...




На площадке для отдыха есть очень интересная "волнистая скамейка", выложенная мозаикой из осколков керамической плитки.
Каждый виток скамейки уникальный, узоры не повторяются!




Мне кажется, Гауди был человеком, который всю жизнь верил в сказку... Верьте в сказку и вы!
Ну вот, на этом мы с дракончиком прощаемся с вами!
До новых встреч в Барселоне и не только!

6 comments:

  1. Увидеть его творения это просто мечта)))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, интересный архитектор, необычный. Никто на него не похож. Вроде бы абсурд, чересчур много всего, а все равно красиво.

      Delete
  2. Мне кажется в некоторых своих творениях Гауди играл в детство. В детстве не наигрался и это здорово.....

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да-да, детскость чувствуется, вы правы :)

      Delete
  3. Спасибо за чудесный рассказ и фотографии. Побывать в Барселоне и своими глазами увидеть творения Гауди это моя мечта.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Саша! Да, Гауди - это феномен! Но самое интересное то, что в Барселоне много еще всего классного помимо Гауди, все руки не доходят написать еще один пост. Удачи!

      Delete