Имена многих архитекторов часто связаны в нашем сознании с названиями конкретных городов. Например, Растрелли - это, конечно же, Санкт-Петербург, Фрэнк Ллойд Райт - это, прежде всего, Чикаго, а имя Антонио Гауди прочно ассоциируется с Барселоной.
Антонио Гауди - известный каталанский архитектор конца 19-ого - начала 20-ого века, яркий представитель стиля "Модерн" (он же "Ар-Нуво"). Помню фразу из одной книги об искусстве, прочитанной очень давно, которая глубоко врезалась в мое сознание и помогла прочно запомнить главную сущность стиля модерн: "Его цветок - лилия, его животное - змея." То есть никаких прямых углов, никаких четких границ, никакого минимализма! Сплошные извилистые, "органические" линии и формы, плавно и гармонично перетекающие друг в друга. Посмотрите, например, на известное здание Гауди под названием "Каса Бальо" на одной из главных улиц Барселоны, Пассаж де Грасиа:
Какие причудливые, фантазийные формы! На крыше, например, "хребет дракона", а балкончики напоминают карнавальные маски с прорезями для глаз!
Или другое известное многоквартирное здание Гауди, также на Пассаже де Грасиа - Каса Мила, или Ла Педрера:
Я мечтала посмотреть этот дом с 1995-ого года (ведь его фотография была в моем любимом учебнике по истории искусства, мощном увесистом томе Дженсена, который до сих пор служит мне своеобразной библией-справочником!)
Вдохновение для формы дома - это морские волны и их движение.
В доме - два внутренних дворика, тоже, разумеется, округлых и причудливых:
Для стиля ар-нуво также чрезвычайно важен дизайн интерьеров. Архитектура как бы сливается с декором и внутренней отделкой, и каждый элемент: лестница, лампа, ворота, дверца, стул, мозаичная плитка - должен гармонировать с общей формой дома и естественным образом, мягко вписываться в свое окружение:
Интересно, что не весь дом Мила занимает музей. В нем есть и офисы, и даже несколько частных квартир! Представляете, каково это, жить со своей семьей в таком доме без углов и каждый день подниматься в квартиру по этой лестнице!
Вот так выглядела типичная квартира обеспеченной буржуазной семьи, жившей в Каса Мила в начале 20 века. Стены и комнаты все изогнутые, прямых углов нет, но интерьеры более или менее конвенциональные для того периода.
На крыше тоже интересно, там много причудливых архитектурных элементов. Все эти фигуры - не просто украшения. Это входы на лестничные пролеты, трубы и прочие функциональные вещи.
И виды с крыши также замечательные:
Виден с террасы Каса Мила и другой архитектурный шедевр Гауди, незаконченный собор Саграда Фамилья:
Гауди работал над этим проектом более сорока лет, до самой смерти, но успел закончить только около четверти запланированного.
А потом он, будучи уже в очень преклонном возрасте, попал под трамвай... С тех пор собор достраивают очень медленно, постепенно, в зависимости от наличия средств. Возможно, собор закончат к 2026 году, к столетию со дня смерти архитектора.
У известных художников, как вы знаете, часто бывают высокие покровители. И бог знает, как бы сложилась судьба всех наших гениев кисти и зубила, если бы не было эксцентричных богатеньких буратин меценатов и филантропов, финансирующих их безумные прожекты? Частым заказчиком Гауди был известный промышленник Эусеби Гуэль. Вот такая ирония судьбы: успешный, умный, энергичный миллионер входит в историю не благодаря своей собственной профессиональной деятельности, а благодаря поддержке, которую он оказывал Гауди. Сначала сеньор Гуэль заказал Гауди домик в городе, известный ныне как "Палау Гуэль."
Как видите, в этот период своей деятельности Гауди еще окончательно не распоясался следовал некоторым архитектурным традициям, и хотя бы прямые углы и ровные стены в доме пока еще есть! Но башенки в виде рожков мороженого уже присутствуют! :)
Равно как и фантазийные украшения на фасаде:
Несколько позже Гуэль сделал Гауди заказ на большое загородное имение, которое так и не было до конца построено. Теперь это Парк Гуэль, большой общественный парк.
У входа в парк стоят два "пряничных домика" с башенками в стиле рожков с мороженым.
Войдя в парк, вы попадаете на центральную лестницу:
На лестнице там и сям расположены отделанные мозаикой скульптуры и фонтаны:
А самый известный из них - фонтан-дракончик (или саламандра), ставший символом не только парка Гуэль, но и всего творчества Гауди и всей Барселоны!
Парк довольно большой; он занимает весь склон довольно высокой горы.
А вот в этом доме на территории парка Гауди жил последние годы жизни, пока в одно ужасное утро не пошел в церковь к исповеди (он был ревностным католиком), и его не переехало пресловутым трамваем...
Каждый виток скамейки уникальный, узоры не повторяются!
Мне кажется, Гауди был человеком, который всю жизнь верил в сказку... Верьте в сказку и вы!
Ну вот, на этом мы с дракончиком прощаемся с вами!
До новых встреч в Барселоне и не только!
Увидеть его творения это просто мечта)))
ReplyDeleteДа, интересный архитектор, необычный. Никто на него не похож. Вроде бы абсурд, чересчур много всего, а все равно красиво.
DeleteМне кажется в некоторых своих творениях Гауди играл в детство. В детстве не наигрался и это здорово.....
ReplyDeleteДа-да, детскость чувствуется, вы правы :)
DeleteСпасибо за чудесный рассказ и фотографии. Побывать в Барселоне и своими глазами увидеть творения Гауди это моя мечта.
ReplyDeleteСпасибо, Саша! Да, Гауди - это феномен! Но самое интересное то, что в Барселоне много еще всего классного помимо Гауди, все руки не доходят написать еще один пост. Удачи!
Delete